Тема:
«Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
Тип
урока: комбинированный.
Цель
урока:
ü Знакомство
с народным декоративно-прикладным творчеством.
Задачи урока:
ü Сформировать
понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях и росписи.
ü Воспитывать
любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
ü Формировать
навыки работы художественной росписью.
ü Развивать
творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование и
материалы:
ü
ПК
ü
мультимедийный проектор
ü
таблицы-иллюстрации, таблицы-схемы
ü
глиняные и пластилиновые модели игрушек
ü
географическая карта
ü
презентация
ü
литературный ряд
ü
музыкальный ряд
ü
художественные материалы
План урока:
1. Беседа об истории, отличительных особенностях и
традиционных орнаментах Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушек.
2. Просмотр презентации «Филимоновские игрушки».
3. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза
выбранной модели игрушки).
4. Практическое выполнение задания.
5. Анализ работ и домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, целями и задачами.
Теоретическая часть .
Учитель. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с
творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.
Народное искусство всегда понятно и
всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и
т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию,
которая увлекает и детей и взрослых.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна
детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое
конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные,
выполненные из дерева или глины.
Глиняная
игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для
игры, а служит и для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты,
оригинальны и выразительны.
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо
знамениты дымковские (кировские), каргопольские и филимоновские игрушки.
Дымковская игрушка
Ученик 1
читает стихотворение и демонстрирует свистульку:
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Ученик 2 читает стихотворение и
демонстрирует свистульку:
Далеко
по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Учитель (рассказывает и показывает
расположение Дымково на географической карте). Когда-то давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили
наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на
другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки
дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и называли слободу Дымковской. Издавна в
этой слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё
дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго
радовали.
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для
забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и
плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот
весенний праздник назывался в народе «Свистунья».
Ученица. Старинная легенда
рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли,
сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые.
Придумали горожане военную хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные
свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли!
Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло
огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу
весёлой «Свистуньей».
Учитель. Но больше
всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим
людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки...
Учитель рассказывает и демонстрирует
дымковские игрушки, плакаты, альбомы.
Ах, какие красавицы в длинных, колоколом, юбках и нарядных
фартуках с оборками! На щеках горит румянец, чёрные брови дугой. Платье
разрисовано: в полосочку, или клеточку, или волнистыми линиями. А ещё красные,
оранжевые, зелёные круги и узоры. Модницы друг перед дружкой хвастают шляпками,
зонтиками. А кто-то несёт коромысло с полными вёдрами, кто-то ребёночка
баюкает… Есть и весёлые музыканты, и танцоры, и кавалеры-щеголи. А всадники не
только на конях: кто-то уселся верхом на хрюшку и скачет, вызывая смех
окружающих.
Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков,
задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.
Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими,
самыми весёлыми красками. Стоят игрушки на столе или на музейном стенде –
словно шумная, пёстрая ярмарка веселится, гуляет.
Каргопольская игрушка
Учитель (рассказывает и показывает расположение села на
географической карте). Искусство
изготовления каргопольских игрушке – искусство северной деревни, народ которой
любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и весёлые
шутки-прибаутки, боготворит природу и её обитателей, изображая их в глине.
Подготовка глины, технология
изготовления каргопольских игрушке такая же, как и везде: берут глину подальше
от реки, в овраге. Каждый мастер сам выбирает способ приготовления глины. Глина
готова для лепки, если хорошо отстаёт от рук.
При лепке мастер почти не
пользовался инструментом. Главное орудие труда – его руки. Глину тщательно
мяли, перемешивали, чтобы превратить её в однородное глиняное тесто. Чуткие руки
мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при
лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций –
средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки
получались ровными, одинаковыми.
Учитель рассказывает и
демонстрирует каргопольские игрушки, плакаты, альбомы.
Лепят каргопольцы охотно зверей
и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони
каргопольские – с игриво закруглённой шеей, зайцы – с гармошкой, спеченные
бородатые мужики – с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек
Полкан.
Игрушка оглаживается,
просушивается на ветру и обжигается через несколько недель в печи.
Расписывают игрушку неяркими,
блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной
обстановке, который избегал ярких красок. Предпочтительны розовые, зелёные,
сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков.
Филимоновская игрушка
Ученик читает
стихотворение:
Филимововская деревушка! Синий
лес, холмы, косогор.
Лепят
там из глины игрушку
и расписывают до сих пор.
Учитель (рассказывает и показывает на географической карте
центральный район России). С давних времён известна тульская деревня
Филимоново. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и
определило её промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он
и делал игрушки. В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7 – 8
лет ребята начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских
трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных
городах и в Туле.
Просмотр презентации
Учитель демонстрирует филимоновские
игрушки.
Все игрушки очень весёлые, и когда их много –
это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то
невольно появляется радостное настроение.
Физкультминутка.
Исходное положение –
сидя. Поднять руки через стороны вверх. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти
рук. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти
кистями. Темп средний.
Быстро поморгать, закрыть глаза
и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Практическая часть .
Учитель.
А теперь выберите филимоновскую
свистульку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполните её эскиз. Постарайтесь
работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно! На следующих уроках
слепите её и распишите. Приступайте к работе.
(На доске плакаты поэтапной росписи филимоновской игрушки)
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет
ученикам полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит
негромкая народная музыка в исполнении оркестра народных инструментов.
Заключительная часть
Подведение итогов. Выставка
работ.
Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель
хвалит каждого ученика, отмечая в игрушке то, что лучше всего получилось.
Домашнее задание
Принести эскизы игрушек,
пластилин, белую гуашь.
Литература
1. Свиридова
О. В. Изобразительное искусство. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.
2. Клиентов
А. Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2004.
3. Искусство-детям.
Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Искусство-детям.
Каргопольская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
5. Искусство-детям.
Филимоновская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
6. Филимоновская
народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. – М.:Мозаика-Синтез, 2003.
|