Сайт Леонтьевой Евгении Эдуардовны


учителя технологии, черчения, ИЗО
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Сообщения [3]
Выступления, сообщения, высказывания, статьи
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Декоративное творчество

Тема: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

ü  Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством.

Задачи урока:

ü  Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях и росписи.

ü  Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

ü  Формировать навыки работы художественной росписью.

ü  Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

 

Оборудование и материалы:

ü  ПК

ü  мультимедийный проектор

ü  таблицы-иллюстрации, таблицы-схемы

ü  глиняные и пластилиновые модели игрушек

ü  географическая карта

ü  презентация

ü  литературный ряд

ü  музыкальный ряд

ü  художественные материалы

План урока:

1. Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушек.

2. Просмотр презентации «Филимоновские игрушки».

3. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).

4. Практическое выполнение задания.

5. Анализ работ и домашнее задание.

 

 

 

 


 

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель знакомит учащихся с темой урока, целями и задачами.

Теоретическая часть .

Учитель. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты дымковские (кировские), каргопольские и филимоновские игрушки.

Дымковская игрушка

Ученик 1 читает стихотворение и демонстрирует  свистульку:

  Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.

Ученик 2 читает стихотворение и демонстрирует  свистульку:

Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.

Учитель (рассказывает и показывает расположение Дымково на географической карте). Когда-то давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и называли слободу Дымковской. Издавна в этой слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго радовали.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Ученица. Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане военную хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Учитель. Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки...

Учитель рассказывает и демонстрирует дымковские игрушки, плакаты, альбомы.

Ах, какие красавицы в длинных, колоколом, юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, чёрные брови дугой. Платье разрисовано: в полосочку, или клеточку, или волнистыми линиями. А ещё красные, оранжевые, зелёные круги и узоры. Модницы друг перед дружкой хвастают шляпками, зонтиками. А кто-то несёт коромысло с полными вёдрами, кто-то ребёночка баюкает… Есть и весёлые музыканты, и танцоры, и кавалеры-щеголи. А всадники не только на конях: кто-то уселся верхом на хрюшку и скачет, вызывая смех окружающих.

Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами.

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, самыми весёлыми красками. Стоят игрушки на столе или на музейном стенде – словно шумная, пёстрая ярмарка веселится, гуляет.

Каргопольская игрушка

Учитель (рассказывает и показывает расположение села на географической карте). Искусство изготовления каргопольских игрушке – искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и весёлые шутки-прибаутки, боготворит природу и её обитателей, изображая их в глине.

Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушке такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге. Каждый мастер сам выбирает способ приготовления глины. Глина готова для лепки, если хорошо отстаёт от рук.

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда – его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить её в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций – средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.

Учитель рассказывает и демонстрирует каргопольские игрушки, плакаты, альбомы.

Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские – с игриво закруглённой шеей, зайцы – с гармошкой, спеченные бородатые мужики – с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан.

Игрушка оглаживается, просушивается на ветру и обжигается через несколько недель в печи.

Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков.

Филимоновская игрушка

Ученик читает стихотворение:

Филимововская деревушка!                                                                                                                                                Синий лес, холмы, косогор.                                                                                                                              Лепят там из глины игрушку                                                                                                                                                     и расписывают до сих пор.

Учитель (рассказывает и показывает на географической карте центральный район России).  С давних времён известна тульская деревня Филимоново. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило её промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7 – 8 лет ребята начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

Просмотр презентации

Учитель демонстрирует филимоновские игрушки.

 Все игрушки очень весёлые, и когда их много – это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение.

Физкультминутка.

 Исходное положение – сидя. Поднять руки через стороны вверх. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Практическая часть .

Учитель. А теперь выберите филимоновскую свистульку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполните её эскиз. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно! На следующих уроках слепите её и распишите. Приступайте к работе.

(На доске плакаты поэтапной росписи филимоновской игрушки)

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет ученикам полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит негромкая народная музыка в исполнении оркестра народных инструментов.

Заключительная часть

   Подведение итогов. Выставка работ.

Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель хвалит каждого ученика, отмечая в игрушке то, что лучше всего получилось.

Домашнее задание  

Принести эскизы игрушек, пластилин, белую гуашь.

 Литература

1.       Свиридова О. В. Изобразительное искусство. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.

2.       Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2004.

3.       Искусство-детям. Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4.       Искусство-детям. Каргопольская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5.       Искусство-детям. Филимоновская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6.       Филимоновская народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. – М.:Мозаика-Синтез, 2003.

Категория: Мои статьи | Добавил: Розочка (07.10.2013) | Автор: Леонтьева Евгения Эдуардовна
Просмотров: 313 | Теги: учитель технологии, Уро, Учитель черчения, Коломна Школа № 28 Коломна, МБОУ СОШ № 28, учитель ИЗО, учитель МБОУ СОШ № 28, Леонтьева Евгения Эдуардовна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz