Преподавание в неделимых классах.
Из опыта работы учителя технологии МБОУ СОШ № 28 Леонтьевой Е.Э.
Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Учащиеся обучаются в группах по одному из этих трех направлений. Однако в последнее время все чаще появляются так называемые неделимые классы (количество учащихся менее 25 человек). При этом на уроках технологии учителю приходится одновременно заниматься с девочками и мальчиками. Количество мальчиков может быть больше, чем девочек. И для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребности тех и других. Не исключается возможность с появлением новых учащихся в коллективе и перехода класса в делимый.
Я ознакомилась с примерной программой основного общего образования «Технология» для классов неделимого типа в условиях городской школы. Автор: член корреспондент РАО профессор В. Д. Симоненко. И на её основе составила свою рабочую программу с учетом материально-технических возможностей школы, материальных возможностей учащихся.
Базовыми разделами в моей программе по направлению «Технология» являются разделы:
- Культура питания
- Бытовая техника
- Основы чертежной грамотности
- Материаловедение
- Машиноведение
- Конструирование и моделирование швейных изделий
- Изделия из древесины и металла
- Декоративно-прикладное творчество
- Дизайн пришкольного (приусадебного) участка
В своей работе использую учебники авт. В.Д. Симоненко «Технология» варианты для девочек и мальчиков.
Занятия по разделу “Кулинария” целесообразно проводить как для девочек, так и для мальчиков. При их рассмотрении и изучении основной упор делаю на жизненный опыт учащихся по культуре и физиологии питания. Для закрепления изученного материала учащиеся получают домашнее задание по приготовлению различных блюд.
На практических занятиях ребята составляют план расположения оборудования кухни у себя дома (по памяти), выполняют проект «Кухня моей мечты», делают зарисовки вариантов сервировки стола к завтраку. В этом нам помогает раздел «Основы чертежной грамотности».
Возможно изменение порядка изучения тем внутри разделов.
В разделе «Бытовая техника» я знакомлю учащихся с устройством и правилами эксплуатации бытовых электроприборов, применяемых на кухне. Рассказываю о причинах неполадок в работе электроприборов и способов их устранения.
В связи с тем, что в классах занимаются одновременно и мальчики и девочки были введен раздел: «Изделия из древесины и металла». Чем привлекательна декоративная обработка материалов? Художественная роспись по дереву. Выжигание. Тиснение по фольге. Ажурные изделия из проволоки. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Всё это выполняется в классе под руководством учителя.
Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями о технологии обработки материалов из древесины и металла по их обработке с применением инструментов (молоток, топор, пилы ручные и др.). Закрепить на практике в условиях школьной мастерской не представляется возможным из-за отсутствия таковых. Отсюда предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща подготовить материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы.
В реализации программы важное место отводится методу проектов, способствующему повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности. При этом используется индивидуальная и коллективная форма выполнения проекта.
Проектные задания для учащихся подобрала таким образом, чтобы, получая у меня консультации и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций.
Особый акцент я сделала на разделе «Дизайн пришкольного (приусадебного) участка». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеет огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка (двора жилого дома), но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Камни, мох, композиция из сухих трав, целлофан, фольга. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов – это лишь часть из задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела. Главное - заинтересованность в создании дизайна своего личного участка (двор, дача).
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, контрольных работ и практических заданий в течение года.
В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовую, социально-бытовую, самообслуживания, коммуникативную.
Ожидаемыми результатами обучения по данной программе являются овладение учащимися умениями и навыками, необходимыми им в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни.
Особенностью ведения предмета « Технология» в классах неделимого типа является то, что бы темы были одинаково интересны и мальчикам и девочкам, а это достигается практической направленностью. Т. е применением изучаемого материала непосредственно к их жизненным ситуациям.
Цель моей работы:
Учащиеся должны использовать знания и умения, приобретенные в практической деятельности и повседневной жизни.
|